Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 86
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

С чего началась моя  Школа? 

В августе 1982 года молодым специалистом, учителем математики, я вернулась  свою родную школу, которую окончила четыре года назад. Педагогический коллектив, мои бывшие учителя, встретили меня дружески, старались всячески помочь, не скупились на советы. С этого времени – это единственное мое место работы. От учителя математики до завуча с 1990 года, а с января 2008 года работаю директором школы. Оглядываюсь назад, а за плечами тридцать один год педагогической деятельности. И вроде бы каждый день одно и то же: звонки меняю уроки, общение с учениками и их родителями сменяется общением с методистами и инспекторами, школьные и внешкольные мероприятия, педсоветы, семинары – калейдоскоп школьных будней и праздников. Но нет и  не может быть в школьной жизни двух одинаковых дней.  Я благодарна судьбе за то, что работаю в самой удивительной стране – школе, где каждый день отличается от предыдущего, где постоянно идет поиск чего-то интересного, нового, где нет времени скучать, где тебя всегда встречают добрые и светлые глаза ребят. Главная ценность моей страны – дети. Именно они заставляют меня быть такой, какая я есть. Меняются времена, но не меняются цели, которые я всегда ставила и ставлю перед собой, идя на уроки: давать учащимся прочные и глубокие знания по предмету; содействовать их творческому развитию, научить их учиться, а самое главное, – быть с ребятами честной, помочь им раскрыть себя, пробудить в учениках интерес к обучению. Считаю, что только обучение, которое интересно ребенку, сможет его чему-то научить. Именно эти слова – главная цель моей работы. Именно познавательный интерес, который возникает у ученика на уроке – это ключ к знаниям, а умение заинтересовать своим предметом – педагогическое мастерство. Мое педагогическое кредо:  «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах.  (Ш.Амоношвили). 

Формулой успеха учителя считаю: высокий методический уровень + любовь к детям + умение вызвать желание творить. Говорят, что среди теорий и представлений о творчестве можно выделить следующее: талант от Бога; от учителя; от количества выполненной работы. Наивысшее наслаждение, вдохновение творец переживает не только от результата деятельности, но и от творческого процесса, который рождает открытия, находки, мысль, образ. «Только творчески, иначе зачем?» - это и стало моим педагогическим кредо. Кредо учителя, а затем кредо завуча.

С момента назначения на должность заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе все пришлось начинать с чистого листа. Главной целью я поставила перед собой – совершенствование учебно-воспитательного процесса, совершенствование методической работы. Перечитала огромное количество книг, спасибо курсам резерва руководства, которые я прошла в Киеве. Лекции и семинары, которые проводили лучшие дидакты и методисты того времени открывали огромные возможности для этого. Началось время творческого поиска. А именно, с выбора проблемы школы и изменения системы планирования. Годовой план работы изменил свою форму: появились новые разделы, блок-схемы. Но реализовать хотя бы одну идею невозможно самостоятельно - только в слаженном коллективе, коллективе единомышленников, коллективе, который умеет учить и воспитывать и сам желает учиться.  

         На протяжении многих лет школа была определена как опорная по проблемам «Управление самообразовательной деятельностью» и «Управление качеством образования».  Национальным приоритетом, как определяет Национальная Доктрина развития образования, является качество образования. Исходя из этого, учебный процесс организовывается на основе творческого сотрудничества учителей и учащихся; изменяется традиционный урок на урок, нетрадиционной формы: интегральные, диалоговые, с использованием методов интерактивного обучения и т.д.; постоянно используются новые инновационные технологии; оценка деятельности учителя и учащихся происходит по результатам труда.

Работу педагогический коллектив начал со сбора теоретического материал по данным вопросам. Рационально организованная работа над проблемой создает систему методической работы. Это ставит принципиально новые требования к учителю, т.к. только творческая личность способна зажечь творчество у детей. Педагогические советы, постоянно действующие семинары проходят в нетрадиционных формах. В рамках этих семинаров проводятся круглые столы, создаются методические буклеты. Участие учителей школы в методической работе способствует развитию творческой личности учителя и учащихся, пробуждает интерес к познанию нового, развивает желание нести детям знания новыми формами и методами.

Работа над проблемой школы тесно переплетается с реализацией задач опорной школы. Задачами школы в связи с этим стали:

-         повышение эффективности урока как средство самореализации учителя и ученика;

-         как результат реализации самообразования - совершенствование индивидуальной и дифференцированной работы с классом;

-         отработка методики ведения нестандартных уроков, повышение профессионального мастерства.

Волею судьбы или обстоятельств с января 2008 года я директор моего родного трудоспособного коллектива. Мои заместители – творческие, талантливые люди. Вместе мы начали совершенствование методики управления качеством образования.

Главным принципом в своей работе считаю создание условий для самореализации каждого учителя. Управление всей педагогической деятельностью, совершенствование мастерства учителей на основе развития их творческой активности можно рассматривать как управление всей методической работой школы с целью повышения качества образования. Для построения эффективной системы внутреннего управления провела анализ управленческой системы и разбила объект управления на функциональные блоки:

1.     Организация учебного процесса.

2.     Уровень учебных достижений.

3.     МР в школе.

4.     Уровень воспитанности учащихся.

5.     Школьная документация.

6.     Организация и содержание внеклассной работы.

7.     Выполнение законов Украины и нормативных документов.

А это означает, что планирование, организация, стимулирование и контроль деятельности, направленные на совершенствование мастерства учителей, составляют соответствующую систему управления коллективом школы. Создали методический совет, куда вошли творческие учителя, составили  план работы опорной школы. Изучили теоретические положения методики управления качеством образования, провели мониторинг качественного анализа результатов обучения.

Без научного, обоснованного проектирования учебных занятий напрасно надеяться поднять деятельность учителя и учащихся на качественно новый уровень. Невысокий уровень урока – основная причина недостаточного качества знаний, качества образования в целом. Именно познавательный интерес пробуждает в ученике желание получить знания, а этого невозможно достичь без активизации деятельности как учителя, так и учащихся, без их самореализации. К.Д.Ушинский писал: «Развитие без накопления знаний – мыльный пузырь». Урок был, есть и остается основной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организаций учебных занятий реального успеха не имели. Однако это не значит, что урок – нечто застывшее, неизменное. Нет предела его совершенствованию и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых инноваций обеспечит высокий уровень преподавания. В теории урока пока еще нет новых определений. На уроке представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель → содержание → средства → методы → деятельность по организации и управлению. Еще Аристотель говорил о том, что благо везде и всюду зависит от двух условий: правильного определения конечной цели всякого рода деятельности и выбора соответствующих средств и способов ее достижения. Чтобы успешно провести урок надо определить конечную цель деятельности учителя по организации урока – чего он хочет добиться, потом установить средство – что поможет достижению цели, а затем определить способ  - как действовать, чтобы достигнуть цели. Управление качеством образования достигается за счет развития информационно – образовательного пространства школы. Сейчас в нашу жизнь прочно вошли такие понятия как «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ),  интерактивные доски.

Поэтому неудивительно, что одним из стратегических направлений в образовании становится инновационная деятельность школы. Каждый руководитель работает на результат. Именно повышение эффективности образовательного процесса - это тот результат, достижение которого является целью всякой инновационной деятельности. Инновационный процесс, осуществляемый в школе, требует четкого и эффективного управления, так как объектом любой педагогической деятельности являются дети.  Задачи руководителя - свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. В связи с этим, от меня требуется знание, понимание общих тенденций инновационного менеджмента в управлении школой. Моя задача как директора школы -  заинтересовать педагогический коллектив в инновационной деятельности, направленной на достижение качественного образования.

         Это ставит принципиально новые требования к учителю, т.к. только творческая личность способна к работе по-новому. Одно из направлений деятельности, направленное на формирование мастерства и творчества учителя, есть целенаправленная работа над методической проблемой школы, внедрение проблемы в практику работы коллектива, отбор учителей для организации этой работы, изучение психологической готовности учителя работать по-новому. Рационально организованная работа над проблемой создает систему методической помощи. Прежде всего - это методическая учеба «Педагогический поиск» - работа педагогических советов, семинаров, методических объединений и других форм работы. И обязательно – результативность работы, т.е. закрепление позитивного педагогического опыта: школьные методические выставки, проведение заседаний круглых столов по проблеме «Управление инновационным процессом», недели педагогического мастерства, участие в конкурсах, творческие отчеты учителей, составление методических буклетов. Важным этапом в методической работе есть проведение педагогических советов. Именно педагогический совет должен рассматривать теоретические вопросы, искать пути решения и являться местом для обмена мнениями и выработки общих решений. Для проведения педагогических советов всегда избираю нетрадиционные формы. Начала реализацию проблемы с педагогического совета «Введение инновационных технологий в учебный процесс». Реализация инноваций в учебном процессе невозможна без знания основных дидактических аспектов. С этой целью спланировала  педагогический совет  «Методологические основы современного урока», где рассматривались методологические основы урока, дидактические аспекты познавательного интереса. Педагогический совет  «Компетентность как педагогическое явление», на котором рассмотрели вопросы  формирования основных компетентностей – информационной, самообразовательной, воспитательной. С целью практической реализации компетентностного подхода к организации обучения был подготовлен и проведен педагогический совет – «Методический день», где практически реализовались теоретические основы  компетентностного подхода в обучении: реализация проблемного вопроса «Современному уроку – научную организацию и высокое качество» во время  проведения открытых уроков учителей школы.

Свою  работу строю так, чтобы она пробуждала у учителя интерес к творческой, а не только исполнительной деятельности, развивала желание использовать новые формы и методы на уроке, неся детям новые знания. А этому всегда предшествует индивидуальная работа. Именно индивидуальная доброжелательная беседа с учителем является наиболее эффективным методом воздействия. «Руководить – значит вести людей к успеху. Успех – это реализованная цель». Поэтому цель своей работы вижу в том, чтобы помочь каждому учителю в полной мере реализовать свои способности, достичь вершин педагогического мастерства, найти в душе каждого учителя те струнки, которые приносят удовлетворение от сделанного. Научить видеть в других достоинства, не командовать, не унижать, не выдвигать только свое «Я» должен каждый руководитель, особенно директор школы, иначе не стоит рассчитывать на позитивный результат.

        Сегодня в школе работает методически грамотный творческий коллектив, в составе которого заслуженный учитель Украины, четыре учителя – методиста, старший учитель. Постоянно ведется работа над совершенствованием учебно-воспитательного процесса. Работает МО учителей начальных классов, одна из форм работы которого - открытые уроки с целью обмена опытом. Совершенствуя свой профессионализм, учителя школы активно участвуют в методической работе района, являются руководителями предметных методических объединений, ШППО, опорной школы. Обобщен опыт работы, созданы индивидуальные лаборатории учителей. Инновационный подход к работе позволил учителям выбирать технологии и методики преподавания, творчески подходить к выбору форм  и методов деятельности. Это позволило нам выйти за рамки школы. Учителя школы проводят мастер-классы, ведут творческие группы, дают открытые уроки как на уровне школы, так и на уровне района. В школе создан районный ресурсный центр английского языка. При помощи американского гранда, выигранного учителем, кабинет оснащен современной техникой, укомплектован методической литературой. Учащиеся школы под руководством учителя английского языка, заслуженного учителя Украины Аврамовой И.Г. стали участниками украино-американской программы по обмену детей. Впервые в истории района ученикам школы представилась уникальная возможность стать участниками и,  выиграть программу Secondary school Excellence Program 2003-2004, посетить США. С 2013 года школа участвует в украино - канадской программе.       

         В 1990 году при содействии районного общества греков в школе было организовано факультативное изучение новогреческого языка, а с 2002 года новогреческий язык преподается как второй иностранный язык. Учащиеся школы постоянно принимают участие и становятся призерами Всеукраинской олимпиады по новогреческому языку, истории и культуре Греции, награждались  бесплатными поездками в Грецию. Школа установила дружеские отношения с греческой диаспорой г. Мюнхена, благодаря которой мы смогли  создать современный кабинет новогреческого языка.

Более ста лет складывались традиции школы, ее выпускники становились профессиональными учителями, врачами, экономистами, летчиками, агрономами, преподавателями ВУЗов. Мы живем  в 21 веке, и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными, контактными в любых социальных группах. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Судьбы наших учеников – это наши  судьбы. Качество образования наших учащихся и наших выпускников всегда будет главным смыслом в инновационном развитии школы, тем, ради чего мы действительно работаем, главным предметом гордости для меня, как руководителя, и для всего педагогического коллектива. Таким образом, отвечая на вопрос, в чем главное достижение школы за последние годы, я, пожалуй, отметила бы наши результаты. Учащиеся школы имеют высокий интеллектуальный потенциал, высокие художественные и спортивные способности. Об этом свидетельствуют результаты ЗНО, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований.

 Из 18 выпускников школы, сдававших ЗНО в этом году - 16 результатов выше 170 баллов, пять результатов выше 180 баллов, три – выше 190 баллов. Самый лучший результат - 197,5 баллов из 200 возможных, что является одним из лучших результатов по Украине.

Школа всегда должна шагать в ногу со временем, быть конкурентноспособной, не останавливаться на достигнутом. Образование становится стратегическим ресурсом улучшения благосостояния людей, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене. На сегодня таким звеном является создание образовательного округа – инновационной структуры, опорной школой которого является моя школа. Здесь созданы условия как для удовлетворения базовых потребностей в обучении, так и для получения дополнительного образования. Проблемно-поисковая деятельность педагогического коллектива направлена на реализацию основной методической идеи «Обучение и воспитание успехом». Впервые мы организовали работу профильного оздоровительного лагеря «Летняя школа» для одаренных детей. Для 20 учащихся была организована работа лагеря, ученики посещали занятия по  истории,  математике, биологии и другим предметам. С ребятами проводились психологические занятия и тренинги, интересные и творческие мероприятия. Дети имели возможность расширить свой кругозор. Считаю, что эта работа нам удалась, о чем свидетельствовали высказывая детей в день закрытия лагеря.

Цель школы – воспитать человека добросовестного и трудолюбивого, доброжелательного и искреннего, способного открыть, создать, сотворить. И каковым будет конечный результат - зависит от согласованной работы  семьи, школы, общественности.

Анализируя свою деятельность, я для себя определила следующее:

* инновационное развитие школы невозможно без творческого коллектива, способного решать задачи инновационного развития;

    * реализация потенциальных возможностей школы для повышения качества образования невозможна без четкого управления этим процессом. Сочетание авторитарного стиля руководства с демократическим, на мой взгляд, - самая результативная модель управления. Я считаю, что хороший руководитель школы сегодня – это некий щит  для учителей от ледяного ветра губительных реформ;

* для четкого управления необходима управленческая информация, так как только обоснованная, правдивая информация позволяет повысить качество учебного процесса в целом и сделать эффективным внутришкольный контроль;

* ответственность и профессионализм. Необходимо, чтобы каждый из нас  просто профессионально и вдумчиво  выполнял свои обязанности на своём рабочем месте;

* создание таких условий в школе, чтобы в ней хорошо было детям, чтобы в ней было комфортно учителям;

* способность к изменениям, поиску новых средств, методов и форм образовательной и воспитательной деятельности. Жизнь ставит все новые и новые задачи перед образованием, решить, которые невозможно, работая по-старому;

* «Жить учась, учиться для жизни» - главный принцип руководителя школы, ибо как только идет спад, выгорание, сразу это отражается на всех сферах жизни школы.