Нет на свете человека,
который мог бы сказать:
«Я к школе не имею отношения».
Сначала мы идем в школу как ученики.
Став родителями, приводим в школу своих детей.
Более
ста лет складывались традиции школы, ее выпускники становились
профессиональными учителями, врачами, экономистами, летчиками, агрономами. За
это время школу закончили около 2000 учеников, из которых более ста человек
награждены золотой и серебряной медалями.
Афанасенко Елена Кузьминична-директор, учитель математики Мангушской общеобразовательной школы №1. В августе 1982 года переступила порог родной школы как учитель. С этого времени прошла путь от учителя математики до завуча с 1990 года, а с 2008 года работает директором школы.
Цели, которые ставит перед собой:
* дать своим ученикам прочные и глубокие знания по
предмету;
* содействовать развитию ребенка: творческому,
логическому, эстетическому, как на уроке, так и вне урока;
* вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его
хотеть учиться;
* стать ребенку другом, быть с ним честным, помочь
ему раскрыть себя.
Педагогическое кредо:
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое
тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не
только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах.
Ш.Амоношвили.
Как заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, а затем директор школы, работает над:
- повышением творческого роста учителей школы;
- действенностью управления процессами развития за
счет качественного методического обеспечения педагогического коллектива;
- повышением образовательной культуры учителя.
«Руководить - значит вести людей к успеху. Успех –
это реализованная цель». Успех учителя прямо
пропорционален количеству выполненной им работы. Именно, в
количестве выполненной работы видна эффективность деятельности учителя. Самое
главное, чтобы деятельность учителя способствовала его профессиональному росту,
создавала благоприятный микроклимат. Цель работы директора состоит в том, чтобы
помочь каждому учителю в полной мере реализовать свои способности, достичь
вершин педагогического мастерства, найти в душе каждого учителя те струнки,
которые приведут его к успеху.
Лысенкова Инна Васильевна- заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы/ Формулой успеха учителя считает: высокий методический уровень + любовь к детям + умение вызвать желание творить.Работает учителем русского языка и литературы с 1989 года. В 2008 году была назначена заместителем директора школы по воспитательной работе, а с 2011 года работает заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.
Совершенствование мастерства учителя формирует через
самореализацию, научно-методическое исследование, применение и создание
педагогического опыта, использование различных форм методической работы. Среди
них: нетрадиционные формы проведения педагогических советов, семинаров,
проведение круглых столов, педагогических конференций, индивидуальных
консультаций и т.п. Во главу угла работы с учителями ставит индивидуальную
работу. Считает, что индивидуальная доброжелательная беседа с учителем является
наиболее эффективным методом взаимодействия.
МАНГУШСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №1
ПЕРШОТРАВНЕВОГО РАЙОНА
История Мангушской общеобразовательной
школы №1 своими истоками уходит в глубокое прошлое. Первая школа в
селе Мангуш была открыта в 1867 году. Она была земской и
финансировалась из бюджета Мариупольского уезда, Мангушского сельского
общества. Насчитывалось в школе 178 учащихся. С 80-х годов XIX века
открывается в селе и двуклассная министерская показательная школа, в которой
обучалось 250 учащихся.Мангушские школы были лучшими в уезде. Это
подтверждалось тем, что многие выпускники после окончания гимназии, поступали в
высшие учебные заведения. Такого количества студентов, как в Мангуше, не
было ни в одном греческом селе.
В 1894 году открывается новая школа. Ее учителем был назначен Георгий Дмитриевич Юрков, а помощником учителя – Анна ВасильевнаЮркова. Через год Г.Д.Юрков был переведен учителем Мангушской первой школы. Первыми учителями школы были также Варвара ФедоровнаЯрымбаш, Мария Федоровна Арнаутова, Анастасия Васильевна Усова, Лука Иванович Ефанов. Все они оставили о себе добрую память.
В начале столетия в школе было четыре начальных и одна средняя школа. Эти школы размещались в небольших домах, которые во время войныбыли спалены немцами. В 1945 – 1946 годах школа размещалась в четырех крестьянских домах. Старшие классы занимались в доме, где проживал позже Алексей Семенович Ляшенко. Там было две классных комнаты. На следующий учебный год занимали дом Караяновых, там было четыре классных комнаты. Центральное здание было там, где сейчас находится нарсуд. Это был дом, где размещалось шесть классных комнат, была маленькая учительская и коридор вдоль классных комнат. Отопление было печное, освещение – керосиновые лампы.
Начальная школа №1. В ней работали Костоманова Христина Васильевна (заведующая), Чунах Варвара Анастасьевна, Куюкова Мария Даниловна, ПачаНадежда Павловна, Терстуях Елизавета Степановна, Загубипалец Мария Даниловна, Кашкабаш Полина Павловна.
Начальная школа №2. В ней работали: Чернова Клавдия Сафронова (заведующая), Зып Василиса Георгиевна, Продай Марфа Ильинична, КрасозоваНина Константиновна, Тосхопаран Василиса Лукьяновна, Тосхопаран Дора Пантилеевна, Гаврилова (Бородай) Мария Трифоновна, Тулаинова Варвара Никитична, Беш Екатерина Ивановна.
Начальная школа №3. В ней работали: Москальнова Лидия Андреевна, Джеренова Елизавета Савельевна, Хаджинова Василиса Семеновна.
Занимались в две смены. Мебель в классах была сборная: родители приносили кто стул, кто стол, кто скамейку. Не хватало учебников, некоторых вообще не было, не было тетрадей. Многие учащиеся вернулись из армии и сели за парты, сели за парты те, кто не мог учиться в годы оккупации. В одном классе могли учиться дети с разницей в возрасте от четырех до шести лет.
Но, не смотря на такие тяжелые условия, школа
работала, учителя добросовестно выполняли свои обязанности, давали учащимся
знания, но все мечтали о нормальной школе, хотя нужда послевоенного времени не
давала этому осуществиться.
Директорами школ были:
1945 – 1946 учебный год Храбров Василий Георгиевич.
1946 – 1952 учебный год – Ляшенко Алексей
Семенович.
В 1945 – 1946 году в школе работали:
Хабаров Василий Григорьевич директор школы,
учитель русского языка и литературы, окончил ростовский педагогический
институт. В годы войны он был ранен, потерял ногу и по состоянию здоровья через
год уехал.
Этьмед В.Ю. завуч, учитель географии и истории.
Хорошо знал методику преподавания, был требовательный строгий. Позже переехал в
Ялту и там продолжал работать завучем.
Учителя математики: Ляшенко Алексей
Семенович, Волошина С.Г..
Курпе Харлампий Федорович, Цумбек Евдокия
Ивановна, Хорунжева Т.Е.
Цумбек Евдокие Ивановне Министерством
Просвещения Украины было присвоено звание «Заслуженный учитель Украины».
Учитель физики: Волошина С.Г.
Учителя украинского языка и литературы: Кириченко
Г.В., Моргун Гавриил Акимович, Кальянова Л.Ф.
Моргун Гавриил Акимович через два года перешел на
работу в районо инспектором, затем
директором Белосарайской восьмилетней школы. Позже уехал в Киев, где
работал заведующим отделом кадров ВУЗов и техникумов при Министерстве
Просвещения Украины до ухода на пенсию.
Учитель русского языка и литературы: Ткаченко
Татьяна Григорьевна
Учителя истории: Левентов Леонид
Михайлович, Абель Эльвира Леонидовна.
Учитель географии: Папакина Лидия
Павловна, Горобец К.Г.
Учитель химии: Горобец К.Г.
Учителя биологии: Купцова Мария
Васильевна, Папакина Лидия Павловна.
Немецкий язык: Корючева Юлия Петровна
Физвоспитание и военное дело: Пупу Леонид
Иванович
Учителя начальных
классов: Кальянова-Беш Мария
Савельевна, Джеломанова Л.К., Кутра Любовь Гавриловна,
Катран Кирикия ф.
Кутра Любови Гавриловне Министерством
Просвещения Украины было присвоено звание «Заслуженный учитель Украины».
1948-1949 учебный год
прибыла Терстуях Александра Никоноровна, учитель русского языка
и литературы.
По улице Кирова находилось здание начальной школы. После войны оно не имело крыши, луток, рам на окнах и дверях, но кирпичные стены сохранились. В 1950 – 1951 году восстановили здание, отремонтировали крышу, окна и двери, практически с фундамента, отстраивается новое здание.В 1950 году после окончания войны впервые провели электрический свет. В новом здании было шесть хороших вместительных классных комнат. Восстановили во дворе четыре квартиры для учителей. В них жили директор школы (1952 – 1954 учебный год) Звягинцева – Огунлух Мария Андреевна, завуч школы Ярошенко К.А., третью квартиру занимали муж и жена Рыбальченко Д.С. – учитель физики и Рыбальченко М.В. – учитель украинского языка и литературы. Но негде было проводить уроки труда по дереву и металлу, да и классных комнат не хватало. Тогда к зданию внутри двора с севера пристроили три классные комнаты, мастерские по дереву и металлу, учительские квартиры преобразовали в классные комнаты. В 1954 – 1955 учебном году директором школы стала Харчук Людмила Ивановна. Педагогический коллектив укомплектовывается из учителей начальных исредней школ, приезжают молодые специалисты.
1950-1951 – Назарова Мария
Михайловна, Рашевская-Орел Валентина Петровна, Малышева Вера
Спиридоновна – учитель украинского языка и литературы.
В 1952-1953 году в школу возвращается Звягинцева-Огунлух Мария
Андреевна, учитель русского языка и литературы, приезжают ЯнчилинаРаиса
Никитична, Андрющенко Наталия – учителя математики, Скляр Вера Владимировна –
учитель физики, Ткачева надежда Васильевна – учитель химии и биологии, Сташенко Н.А.
– учитель истории.
В 1957 – 1958 году восстановили начальную школу в центре поселка и была открыта восьмилетняя школа. Туда перевели по два класса 5-7 классов (кто жил на той территории), 1-4 классы с начальной школы №2. Директором школы стала Звягинцева (Огунлух) Мария Андреевна, завучем Курпе Х.Ф., учебные предметы преподавали следующие учителя: Корючева Мария Харлампиевна русский язык и литературу, Кириченко Галина Владимировна и Корючева –Сапах Наталья Трофимовна украинский язык и литературу, Рак-Азизова и Гордиенко Ольга Алексеевна - математику,Возианов Виталий Викторович – физику, Котенджи-Чайка Виктория Федоровна – биологию, Папакина Лидия Павловна – геогрфию, Довголева Л.А. – историю, Тосхопаран Мария Александровна – английский язык, Тосхопаран Иван Николаевич - трудовое обучение, Хаджинов Василий Васильевич –физвоспитание. Учителя начальных классов: Чунах Варвара Анастасьевна, Пача Надежда Павловна, Джеломанова Тамара Ивановна, Чернова КлавдияСафроновна, Тодуркина-Терстуях Елизавета Степановна, Куюкова Мария Даниловна, Загубипалец Мария Даниловна, Костоманова Христина Васильевна
Школа гордится учителями, которые стояли у ее истоков.
В 1971 году строится новое здание школы с просторными и светлыми классами, спортивным залом, столовой. Переселялись на зимних каникулах. Как этого все ждали. 25 лет после войны мечтали о нормальной школе. В новой школе было центральное, а не печное отопление, было тепло, были подсобные помещения. Здание было просторное и светлое. С переходом в новое здание в школе организуется кабинетное обучение. Были оборудованы кабинеты и в них работали:
Математики: Ляшенко Алексей Семенович
Курпе
Ада Александровна
Деримов Константин
Архипович
Русского языка и
литературы: Деримова Прасковья Афанасьевн
Реуцкая Надежда Тимофеевна
Украинского языка и литературы: Малышева Вера Спиридоновна
Возианова Лилия Степановна
Английского языка: Ярымбаш Сара Архиповна
Галалу Людмила
Григорьевна
Физики: Дьяченко Зинаида Васильевна
Курпе
Виталий Семенович
Химии: Киреева Лидия Никитична
Биологии: Купцова Мария Андреевна
Географии: корючева Зинаида Константиновна
Истории: Яковенко Джемма Владимировна
Григорьева
Клавдия Игнатьевна
Физвоспитания: Бородай Григорий Андреевич
Военного дела: Бородай Григорий Андреевич
Трудового обучения: Мурза Светлана Георгиевна
Автодела: Садовник Петр Владимирович
Деримов Виталий
Данилович
Учебные кабинеты пополняются учебным оборудованием,
таблицами, картами, наглядными пособиями, макетами, химическими реактивами.
Учителями собственноручно готовится раздаточный материал,
карточки для индивидуального опроса, карточки для проведения лабораторных и
практических работ. Материальная база школы пополняется техническими средствами
обучения (ТСО): проигрывателями и коноаппаратами. Рядом со школой
находилась фильмотека, которой заведовал Возианов Виталий Викторович,
где было собрано большое количество интересных научно-популярных учебных
фильмов. Это давало возможность показывать учебные фильмы по всем предметам.
Это были опытные наставники, которые давали детям
прочные знания. Нельзя не вспомнить Огунлух Марию Андреевну, Мурза
Прасковью Афанасьевну, Беш Марию Савельевну, Малышеву Веру
Спиридоновну, Курпе Виталия Семеновича, Григорьеву Клавдию Игнатьевну, Курпе
Аду Александровну, Дьяченко Зинаиду Васильевну и многих других.
.